Решения Бот Участники О проекте Создать компанию Войти Помощь

Обзор рынка MPS от Михаила Хургеса

Рынок Managed Print Services в России – факты, прогнозы и возможности.

Кризис – время перемен. Экономический кризис для ИТ – время, когда меняются, и не в лучшую сторону, бюджеты. Значит, время менять работу ИТ-подразделения, сокращая крупные статьи затрат, но продолжая обеспечивать бизнесу необходимую поддержку.   

В операционном бюджете IT печать, как правило, занимает 3-е место - сразу после зарплат сотрудников и расходов на связь. Есть ли возможность использовать эту статью более эффективно: сократить затраты, контролируя риски и не уронив качество? На развитых рынках типичным ответом являются (и составляют более 50% в деньгах) услуги Managed Print Services (MPS).

В России концепция MPS известна уже несколько лет, до кризиса этот сегмент рынка печати быстро рос – но что с ним будет в условиях кризиса? Чтобы получить ответ, я поговорил с основными игроками российского рынка MPS (перечислены в алфавитном порядке): Canon, HP, Konica Minolta, Kyocera, Lexmark, Pri-sma, Ricoh, Xerox, ДЭЛЗ, Кито, Марк, СервисДирект, Эврика.

Самыми интересными мне показались ответы вот на эти 7 коротких вопросов:

  1. Сколько денег было на рынке MPS России в 2014 году?

Это вопрос не праздный – нормальное качество сервиса требует большого рынка, на котором ряд поставщиков уже наработал профессионализм в контрактах разного размера.

К сожалению, точной информации о размере рынка нет; разброс оценок от 30 до 250 миллионов долларов. Однако большинство участников оценили рынок в диапазоне от $70 до 100 миллионов в год, что для профессиональной конкуренции и отработки сервисов вполне достаточно. 

  1. Кто заработал большую часть этих денег? Опрос дал следующий список:

Xerox

HP

Юнит

Maykor

Ricoh

Konica Minolta

Canon

Марк

Lexmark и Эврика

Если в лидерстве Xerox и HP на российском рынке никаких сомнений нет, то дальнейший список представляется более субъективным. Отсутствие в списке лидеров Kyocera объясняется просто – прямые договора Kyocera не заключает, поэтому контракты, подписанные при поддержке этого вендора, распределились между 3-5 партнерами.

  1. Что будет с рынком MPS в 2015 году?

Очевидно, что будут сокращаться физические объемы печати у большинства заказчиков, в том числе в действующих контрактах.
При этом количество новых контрактов будет расти – денег на покупку оборудования и «лишнего» персонала для контроля остатков картриджей и сроков ремонтов у покупателей все меньше; зато потребность в сокращении затрат растет. Сумма этих разнонаправленных векторов, по мнению большинства участников рынка, приведет к росту физического объема (т.е. количество напечатанных в рамках -контрактов страниц в 2015 резко вырастет – за счет сокращения поставок картриджей и ремонтов по традиционным контрактам).

Однако оценки роста рынка в деньгах разошлись довольно значительно, т.к. непонятен среднегодовой курс доллара и цена отпечатка.

  1. Что же будет в 2015 году с ценами?
     Очевидно, что всё оборудование и запасные части для печати – 100% импорт, и никакого импортозамещения на данном рынке не будет (если интересно, готов рассказать, почему – с высоты 15 лет опыта в индустрии печатиJ). С расходными материалами чуть сложнее – хотя оригинальные картриджи на 100% импортируются, часть совместимых восстанавливаются в России, но с использованием импортных компонентов. Таким образом, значимая часть затрат MPS провайдеров номинирована в валюте и растет с ростом курса. В то же время очевидно, что пересчет контрактов по новому курсу категорически неприемлем для большинства покупателей, чьи бюджеты утверждаются в рублях.
    Скорее всего, в каждом отдельном случае будет достигаться компромисс (а если компромисс не достигнут – то проводится новый тендерJ). Консенсус-прогноз – цены в рублях вырастут, цены в валюте снизятся. У многих участников рынка процесс идет довольно активно, потребителям валютных MPS-контрактов есть что обсудить с поставщиком (в рублевых контрактах поставщики придут обсуждать самиJ).
  2. Каким будет типичный MPS контракт в 2015 году?
    У производителей оборудования – от 600 000 до 2 000 000 страниц в месяц (медианное значение – 1 000 000 страниц); у независимых провайдеров и в партнерских программах – от 100 до 500 тысяч страниц в месяц. Таким образом, каждый ИТ-директор может прикинуть, сколько бумаги его компания закупает за, например, квартал, разделить эту цифру на 3 и понять, стоит ли обращаться к производителям оборудования напрямую, либо к их партнерам и независимым провайдерам.
  3. Сколько поставщиков будет на российском рынке к концу 2015 года?
    Очевидно, что количество их растет. Также очевидно, что серьезных игроков будет не более одного-двух десятков, возможна даже консолидация. При этом количество новых провайдеров, в том числе региональных, будет быстро увеличиваться, и общий счет, скорее всего, перевалит за сотню.
  4. Чем запомнился 2014 год и что нового обещают нам поставщики в 2015?

Все отмечают нарастающий интерес к MPS проектам, в том числе со стороны крупных государственных заказчиков. Также растет интерес к решениям, связанным с управлением печатью: как для сокращения объемов и стоимости печати, так и для увеличения безопасности. Предложим слово поставщикам:
Xerox: «Основной акцент сейчас – партнерский аутсорсинг Xerox Partner Print Services.

Больше нет ограничений на объем контракта – все ресурсы, опыт, знания и инструментарий корпорации Ксерокс доступны любому заказчику на территории России, а сертифицированные MPS партнеры могут предложить единый уровень сервиса, высокое качество услуг и индивидуальный подход».

  1. : «Значительно вырос интерес заказчиков к услугам по комплексному управлению процессами печати. Заказчики все чаще ищут поставщика услуг, который обеспечит поддержку и модернизацию всей среды печати: от печатающих устройств и систем управления потоками печати до поддержки сетевой инфраструктуры и специализированного программного обеспечения. В 2015 ждем больший упор на продажу решений, в первую очередь решений по безопасности».
    Ricoh: «Очевидно дальнейшее повышение интереса к MPS как со стороны провайдеров, так и со стороны рынка. Будем расширять сервисное портфолио, профессиональный софт»
  2. Minolta «Хорошие результаты в крупных тендерах; существенный рост узнаваемости Konica Minolta как провайдера MPS. В 2015 - новые инновационные value-added services; следите за нашими новостями!»
  3. : «Крупнейшие компании РФ (включая крупнейшие госкорпорации) начали пристально рассматривать проекты перехода на аутсорсинг офисной печати. Мы будем развивать комплексное предложение MPS+IM (Information Management: консалтинг и дальнейшее управление документооборотом)».

Марк: «В 2014 был явный рост интереса к системам управления печатью (MyQ и т.п.). Сейчас - считайте деньги! Не вкладывайте в непрофильные активы - в принтера и МФУ!»

Эврика: «Видим переход заказчиков с оригинала на совместимку».

  • : «Очень запомнилось мероприятие, проведенное нашим партнером С-Принт в Челябинске. Новичок, около года на рынке аутсорсинга печати, собрал очень представительную аудиторию и провел действительно интересное для всех мероприятие. Мы увидели настоящий слом в менталитете заказчиков - начало трансформации отечественного рынка печати. В 2015 мы предложим набор веб-ориентированных интегрированных сервисов для наших партнеров: систему мониторинга, servicedesk, аудита и формирования предложения. Также будет представлена собственная линейка совместимых расходных материалов с повышенным ресурсом, ориентированных на покопийные контракты».

СервисДирект: «В 2014 - снижение цены отпечатка (в валюте). В 2015 будем предлагать региональное покрытие по всей России».

ДЭЛЗ: «Рост курсов привел к резкому росту себестоимости. Цены тоже выросли, но недостаточно для поддержания маржинальности - доходность снизилась».

Кито: «Рынок завоевывает психология поставки комплексных услуг вместо продажи коробок. Будем активнее предлагать оптимизацию парка заказчиков».

Автор: Михаил Хургес, независимый эксперт.


В этом выпадающем списке Вы можете выбрать интересующую Вас отраслевую направленность решений и продуктов.

Здесь можно выбрать из основных областей IT - "Железо", "Софт", "Услуги" и подкатегории.

Этот раскрывающийся список поможет Вам локализовать поиск, подобрав именно те задачи, которые решают интересующие Вас продукты.

Поскольку каталог проекта "Компетенции" использует трехмерную матрицу для поиска необходимых решений, Вы можете использовать три критерия слева в любой последовательности, постепенно сужая область поиска до тех продуктов и решений, которые наилучшим образом подойдут в Вашем случае.

Нажмите в меню, чтобы снова вызвать эту подсказку.